26 April 2018
Article 'Gender: Typical Questions and Assumed Answers', Shvedova N. A. (in Russian) PDF Print E-mail
Written by Administrator   
Friday, 20 November 2009 17:59

Шведова Н.А.


1. Что такое пол, гендер и гендерные роли?

 

Пол относится к универсальным биологическим отличиям женщин и мужчин. Только незначительные различия в ролях могут быть отнесены к биологическим различиям (Например: только женщины могут вынашивать детей).

 

Гендер (gender-род) - специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения взаимодействия полов в социуме. Поскольку «гендер» - это понятие, включающее в себя взаимоотношения, то термин «гендер» должен относиться и к женщинам, и к мужчинам. Подобно концепциям о классах, расе, и этничности, понятие «гендер» является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов. Гендер - интегральная часть социально-политического процесса, а не прибавка к нему.
Гендерные роли - усвоенное поведение, которое обуславливает деятельность, задачи и ответственность, воспринимаемые как мужские и как женские. Гендерные роли не постоянны, изменчивы, многообразны как в пределах одной культуры, так и в различных культурах. Иными словами: роли в обществе не предопределены полом - они диктуются социальным устройством, которое либо поддерживает, либо, напротив, усугубляет проблему гендерной справедливости.

 

Мир стал свидетелем грандиозных изменений гендерных ролей, в том числе и в России. Однако в России особенно живучи идеи природного «предназначения» полов. Мужчины, так же как и женщины, имеют семьи и детей, однако при этом их карьера и заработок не страдают, как в случае с женщинами, которых гендерная роль «хранительницы очага», данная якобы «от природы», сделала заложницами, а не носителями действительно данных при рождении прав человека.
Возникает закономерный вопрос: почему женщина оказывается в невыгодном экономическом, социально-психологическом и политическом положении, выполняя существенную социальную и человеческую функцию - рождение детей и их воспитание, и почему в России воспитание и присмотр за детьми считается занятием, не достойным для мужчин ?

 

Другим аспектом «предназначения» гендерных ролей является профессиональная сегрегация. Стало хрестоматийно известным, что банки, еще десять лет назад - были сферой невысокооплачиваемого труда занятости для женщин, а сегодня женщины вытесняются оттуда.
Традиционно «женские» профессии, такие как учителя, медицинские сестры, пока еще и врачи по праву относят к занятиям, требующим широких знаний, навыков и квалификации. Кроме того, работа этих профессий объективно необходима и чрезвычайно существенна для экономики страны и для общества в целом. Однако она оценивается просто мизерно. Почему, например, работа слесаря «стоит» дороже, чем работа медицинского работника? Каков критерий общества при их оценке?

 

2. Что означает понятие «равенство между женщинами и мужчинами»?

 

Самое главное понять, что условия жизни женщин и мужчин значительно отличаются друг от друга, в определенной степени в силу репродуктивной функции женщин.
Вопрос не в наличие этих отличий, а в том, что они не должны негативно отражаться на условиях жизни женщин и мужчин, вести к дискриминации , а, напротив, соответствующим образом учитывались, что должно выражаться в равном распределении экономических, социальных и политических возможностей.


Равенство полов не означает их уподобление друг другу или идентичность, равно как и то, что это равенство не должно устанавливать в качестве нормы такие условия и образ жизни, которые присущи мужчинам.

 

Для определения смысла равенства между женщинами и мужчинами первостепенную важность имеют два компонента:
1. социальная структура пола (рода - мужского или женского) и
2. отношения между полами.

 

Дело в том, что политика и общественно-политические структуры играют первостепенную роль в моделировании условий жизни и в этой связи, зачастую институализируют сохранение в силе и воспроизведение статуса того или иного пола, установленного в условиях данного общества. Другими словами, определенная политика и общественно-политические структуры «закрепляют порядок вещей» в реальной системе компонентов как государственной, так и политической власти (Например, существует в России резкий гендерный дисбаланс на уровне принятия решений как на государственной службе, так и в партиях, общественно-политических блоках.) Долгая история дискриминаций и ограничений, связанных с каждой из ролей, играемых двумя полами, незримо и невольно воздействует на каждодневные поступки и решения индивида.

 

Кроме того, принадлежность к мужскому или женскому роду проистекает не только из социальной идентичности женщин и мужчин, но также и в силу тех отношений, которые их объединяют.
Понятие принадлежности к тому или иному полу включает в себя иерархический элемент, в соответствии с которым мужчины считаются существами высшими по отношению к женщинам, и, соответственно, задачи, функции и ценности, принадлежащие мужчинам, выше по своему значению, чем те, которые относятся к женщинам. Это означает, что «норма», свойственная для мужчин, является нормой (стандартом) для всего общества, которое отражает ее в своих политических решениях и структурах, которые часто, но необязательно намеренно, воспроизводят и иллюстрируют явное неравенство между полами.

 

Необходимо осознать, что принцип равенства включает в себя и право на различия, т.е. право, которое предполагает необходимость учета отличительных черт, характерных для женщин и мужчин, связанных с их принадлежностью к тому или иному социальному классу, их политическими взглядами, религией, этнической группой, расой или сексуальной ориентацией.
Одним словом, этот принцип можно назвать «принципом Белоснежки», в основе которого подход героини известной сказки, которая принимает во внимание «специфику интересов» каждого Гнома и выдает каждому из них пирожок, но с разной начинкой.

 

3. Что такое «гендерное равенство» и «гендерная справедливость»?

 

Гендерное равенство - это равная оценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей, которые они играют.
Гендерное равенство - это обладание женщинами и мужчинами равным статусом посредством равных условий для реализации прав и потенций человека.
Гендерная справедливость - это процесс справедливого отношения к женщинам и мужчинам, что требует специальных мер для компенсации исторических и социальных упущений, невыгодного положения, которые мешают женщинам и мужчинам занимать равные позиции. Вот почему мы говорим, что гендерная справедливость ведет к равенству.
Вместе с тем очень важно осознавать, что не все женщины и не все мужчины одинаковы, что различия между группами женщин могут быть гораздо больше, чем различия между женщинами и мужчинами. Здесь существенны гендерные тенденции, а не просто использование гендерных стереотипов.

 

4. Чем социальное равенство отличается от гендерного равенства?

 

Если социальное равенство - это форма (вид) социальных отношений, для которых характерны одинаковые права и свободы индивидов, принадлежащих к различным классам, социальным группам и слоям, их равенство перед законом, то гендерное равенство - это обладание женщинами и мужчинами равным статусом посредством равных условий для реализации прав и потенций человека. Другими словами, гендерное равенство - это социальное равенство полов с учетом специфики взаимоотношений и статуса социальных полов в обществе.

 

5. Почему мы говорим о демократии и гендерном просвещении - какая связь между этими понятиями?

 

Демократия (от греч. demos - народ и kratos - власть) - власть народа, народовластие. Наиболее приемлемой считается представительная демократия, при которой осуществляются фундаментальные права и свободы граждан - юридические, политические, социально-экономические. Равенство прав и возможностей - важнейший принцип демократии и правового государства. Это идеал, нормативная модель демократии, к которой стремится и наше государство.

 

Добиться права на равенство можно через реализацию следующих целей:


• демократическую представительность полов (стержневой элемент равенства). Недостаточная представительность, неучастие женщин в процессах принятия решений на всех уровнях и во всех областях - главнейшая проблема;
• экономическую независимость, органически связанную с проблемой равенства полов;
• гармонизацию или эффективное совмещение профессиональной деятельности и семейной жизни как для женщин, так и для мужчин;
• образование, благодаря которому общество передает от поколения к поколению представление о гендерных ролях, культурные нормы, знания;
• признание социальных диспропорций и необходимости перераспределения ответственности со стороны обоих полов;.
• полное признание и уважение прав женщин как неотъемлемой части прав личности.

 

Если мы ведем речь о строительстве демократического общества и цивилизованного государства, то принцип гендерного подхода - или гендерного измерения - объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии. Учет интересов обоих социально-половых групп общества - суть гендерного подхода, реализация которого обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами - гражданами общества. Равенство полов - основа демократии - повышение качества жизни. Вот почему без гендерного просвещения не мыслимо осознанное строительство ни подлинной представительной демократии, ни функционирование демократического правового государства, учитывающего интересы всех граждан - и женщин, и мужчин.

 

Какая польза от гендерного просвещения?

 

Объективно гендерное просвещение способно принести большую пользу для страны, поскольку оно - необходимый инструмент для достижения следующих целей:
• построение демократического общества на принципах приоритетности прав личности требует, чтобы демократия «осознавала и чувствовала» особенности пола;
• поддержание истинной национальной безопасности государства: страна не может позволить себе роскошь продолжать игнорировать или недоиспользовать потенциал любого пола, в частности, женщин в России, во всех сферах жизни;
• усиление конкурентной способности страны на международном уровне;
• поддержание престижа власти, которая выполняет взятые на себя как международные обязательства, так и внутренние (подписанные международные документы и выпущенные Постановления Правительства и Указы Президента об улучшении статуса женщин в стране).

 

Польза гендерного просвещения для политиков и управленцев неизбежна в следующих направлениях:
• обеспечение решений обширной информационной базой - принимающие решения учитывают значительные социальные и экономические факторы, которые в противном случае могли бы быть упущены;
• обеспечение социально достаточного и справедливого характера реализуемым программам, что позволит избежать отчуждения бюрократических структур от гражданского общества, способствуя созданию социальной стабильности в государстве.

 

Польза гендерного просвещения для НПО очевидна по следующим направлениям:
• вооружает знаниями и способствует глубокому пониманию социального и экономического содержания интересов различных социальных групп, включая, прежде всего, женское население как крупную социально-половую общность;
• расширяет базовые знания и навыки;
• помогает конструктивно отстаивать и продвигать общественные интересы, в частности гендерные интересы женщин как особенно дискриминируемой группы.

 

Польза для аналитиков-исследователей:
• способствует глубокому анализу исследований, пониманию социального и экономического содержания интересов различных групп российского населения;
• позволяет вскрыть согласованность этих интересов во взаимодействии с политическими курсами, программами и мерами;
• дает возможность комплексного представления возможных сценариев развития и прогнозов-рекомендаций.

 

6. Разве женщины не выбирают традиционные гендерные роли, малооплачиваемые должности и т.д.?

 

Гендерные роли взращивались и изменялись в течении тысячелетий, в нашем обществе особенно живучи идеи «природного предназначения» гендерных ролей; широко распространен в обыденном сознании сексизм (идеология о превосходстве по принципу пола). Общество в целом, и сами женщины находятся под сильным влиянием этой идеологии, репродуцируя своими и ожиданиями, и поступками устоявшиеся стереотипы.
Однако следует подчеркнуть, что ни дома, ни на работе, ни женщины, ни мужчины не хотят, чтобы их тяжелый труд был недооценен. Мужчины, так же как и женщины, нуждаются и заводят семьи и детей, однако при этом их карьера и заработок не страдают. Если это происходит с женщинами, значит это - плод исторического и социально-политического развития, а точнее, цивилизованной «недоразвитости». Женщины, которые вливаются на рынок, действительно стремятся остановиться на такой работе, которая способна предоставить им возможность для выполнения семейных и родительских обязанностей, т.е.. сохранить силы и время для «второй смены», которую считают главным образом обязанностью женщины. Если женщина берется за нетрадиционные занятия и профессии, то она часто сталкиваются с дискриминацией, как, впрочем, и при продвижении по службе в любой отрасли - «женских» или «мужских» профессий.

 

7. Если некоторые женщины добиваются успеха и лидерских позиций, почему не могут этого добиться другие, все женщины?

 

Известно, что в успехе любой женщины или мужчины много составляющих, кроме индивидуальных черт характера и способностей. Тот факт, что многие женщины и мужчины сталкиваются с барьерами, не означает, что они становятся жертвами. Некоторые преодолевают немыслимые барьеры изобретательно, творчески, энергично и мужественно. Однако следует обратить внимание на тот факт, что лишь горстка женщин успешна. Если только «единицы» успешны, а большинство сталкивается с реальностью социально-экономического неравенства и системными препятствиями, возобновляющими гендерное неравенство в различных сферах жизни (общественно-политической, государственной власти и др.), значит: проблема - не в каждой отдельной женщине, а проблема существует в масштабах всего общества и государства, которая и требует общенационального, общегосударственного подхода.

 

8. Вы говорите о необходимости учета специфики социальных полов, а значит предполагается, что одни будут что-то получать, а другие - нет. Разве это не противоречит принципу равенства всех граждан с демократической точки зрения?

 

Первоначально, считалось, что равенство может быть достигнуто посредством предоставления женщинам и мужчинам тех же самых (одинаковых) возможностей, на том основании, что это принесет одинаковые результаты. Однако, было обнаружено, что одно и тоже отношение (обращение) необязательно приводит к равным результатам. Такая позиция зиждилась на представлении классического либерализма (системы взглядов) о равенстве, которое включало понятие «равной возможности» или «состязательного (конкурентноспособного) равенства».


Предоставление женщинам права голоса, рассматривалось как единственно существенное. Остальное было возложено на индивидуальную женщину (на индивида). Иными словами, этим устранялись лишь формальные барьеры. Однако, жизнь показала со всей убедительностью, что равные возможности не появляются только потому, что формальные барьеры устраняются, поскольку комплекс скрытых барьеров, также как и прямая дискриминация не дают возможности женщинам обладать своей справедливой долью политического, социально-экономического и иного влияния в обществе, а также занимать достойное справедливое положение в социуме и государстве.


Суть современной концепции равенства - в признании «РАВЕНСТВА РЕЗУЛЬТАТА», т.е. сегодня, понятие равенства признает, что различное отношение к женщинам и мужчинам необходимо для достижения равных (одинаковых) результатов, потому что существуют различные жизненные условия или для того, чтобы компенсировать дискриминацию в прошлом.


Таким образом, равенство означает обеспечение всем людям, независимо от их пола, национальности, вероисповедания или способностей, одинаковых возможностей доступа к позитивным результатам, проводимого политического, экономического, культурного и иных курсов в стране.


Простой и доходчивый пример, взятый из канадского опыта, говорит: Давайте посмотрим, что происходит, когда вы даете двум людям каждому по корзине клубники. Если один их них страдает аллергией к клубнике, а другой - нет, то они не получают равную выгоду от такого отношения. Вы не приняли во внимание их различный интерес. Равное отношение к ним могло бы означать: либо выбор разных видов фруктов, которыми каждый в отдельности мог бы насладится, либо предложить им такой вид, который устраивает обоих . Добавим к этому, необходимо соблюдать «принцип Белоснежки», которая знала, какую «начинку положить в каждый пирожок».

 

9. Равенство - это женская проблема?

 

Равенство долгое время считалось, в основном, женской проблемой. На самом деле - это мужская проблема. Дело в том, что мужчины рассматривают себя не как представителей мужского рода, а как представители рода человеческого. Хотя это и не относится ко всем мужчинам. ГЕНДЕРНЫЙ ИЛИ МУЖСКОЙ ШОВИНИЗМ НЕСОВМЕСТИМ С ДЕМОКРАТИЕЙ И ЦИВИЛИЗОВАННЫМ ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ. На самом деле, проблема равенства - это базисный вопрос, вопрос о том, какое общество мы строим?
Женщины ощущают откровенную дискриминацию по признаку пола, не смотря на то, что построенные на гендерном подходе структуры нашего общества освобождены от системных барьеров для полного женского экономического и социального участия. (Так, Конституция Российской Федерации предоставляет женщинам и мужчинам не только равные права, но и говорит о равных возможностях и др).
Однако в реальной жизни, стереотипы о способностях женщин и их ролевых функциях в жизни мешают женщинам продвигаться как в нетрадиционных, так и в традиционных сферах занятости.

 

10. Где выход из этой ситуации?

 

До тех пор, пока не будет пересмотрена роль мужчин, никакие важные изменения не возможны. А для этого необходимо изменение как общественного идеала, так и обыденного сознания, что является труднейшей задачей, справиться с которой под силу только совместным усилиям женского и мужского движения за освобождение. Вот почему необходимо в России начать движение за эмансипацию мужчин - т.е. за освобождение мужчин и общества от идеи превосходства, от незаслуженных привилегий, которые подрывают духовность и профессионализм в обществе.


Прежде всего следует осознать, что нельзя отождествлять мужественность с грубостью, нечувствительностью и жестокостью. Эти черты появляются в результате душевных ран, полученных в раннем возрасте, социальных пороков и искаженного представления о настоящей мужественности. В то время как настоящая мужественность - это по существу эротическая категория, которая не поддается объяснению. Это - свойство мужчины искриться жизнью, весельем, теплотой и энергией.


Агрессивность становится качеством, которое характеризует мужской пол, и тем самым оно претендует на функцию общественного идеала для мужчин, а другая половина - женщины, берут его как критерий для оценки мужской личности. Такое видение таит в себе угрозу разрушения личности и общества и также опасно в своем заблуждении, как и определение понятия «женственность» такими стереотипными качествами, как: покорность, пассивность, послушность и иррациональность.

 

11. Разве это не утопия - добиться от кого-нибудь, в частности, от мужчин, отказаться от реальных преимуществ?

 

Нет, эта задача не утопия, потому, что современная мировая история знает примеры, когда в цивилизованных обществах добились, если не идеального паритета женщин и мужчин во всех сферах жизни, то по меньшей мере, близкого к этому состоянию. (Например, страны Северной Европы, Канады, США и др.) Конечно, само по себе это не происходит. Мужское движение за освобождение - это оборотная сторона эффективности и действенности женского движения за освобождение от всяких форм дискриминации по признаку пола.

 

Несомненно, задача мужского движения за освобождение (эмансипацию) сложнее, чем женского движения за освобождение от всех форм дискриминации по признаку пола, и сложнее потому, что:
• нужна смелость, чтобы отказаться от явных преимуществ, и спуститься с более высокой ступени, чтобы завоевать моральное самоуважение;
• нужно побудить подавленные стороны личности и развить более высокий человеческий потенциал;
• уметь относиться к женщинам как к равным;
• быть открытыми и нежными в обращении с детьми и быть для них положительным примером.

 

12. Стоит ли менять устоявшийся порядок вещей - кому станет лучше от этого?



Да, стоит. Потому, что мужское движение за освобождение неизбежно привело бы к таким позитивным результатам, как:
• стало бы возможно будущее без войн;
• мужчины жили бы дольше;
• больше детей вырастало бы физически, психологически и духовно более гармоничными;
• женщины были бы здоровее и счастливее, у них меньше было бы поводов для страха, они были бы лучшими матерями;
• все это означало бы достижение более высокой ступени человеческой эволюции


13. Почему прогресс в улучшении статуса женщин во всех сферах жизни не становится реальностью?


Причин много, главные среди них следующие:
• отсутствие политической и государственной воли по реализации целей, намеченных в документах, принятых на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995г.), и подтвержденных на специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и ми в ХХ1 веке» (Нью-Йорк, 2000 г.);
• относительная слабость женского движения;
• отсутствие движения за эмансипацию мужчин - т.е. за освобождение мужчин и общества от идеи превосходства, от незаслуженных привилегий, которые подрывают духовность и профессионализм в обществе;
• наличие проблемы методов продвижения идеи равенства между полами: большинство из принимаемых мер не учитывают мужской фактор;
• отсутствие реального национального механизма по вопросам продвижения интересов женщин как гендерно дискриминируемой общности;
• резкая гендерная диспропорция в представительстве на уровнях принятия решений: участие женщин в принятии решений является мизерным.

 

14. Что означает комплексный подход к проблеме равенства полов и каковы его истоки?

 

Новая концепция комплексного подхода появилась в различных международных документах после третьей Конференции ООН по проблемам женщин. (Найроби, 1985). В ходе 4-ой Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин (Пекин, 1995) концепция комплексного подхода была поддержана и одобрена в Программе действий, принятой по завершению работы Конференции. Программа действий призывает к содействию принципу комплексного подхода к проблеме равенства полов и указывает:
 «правительства и другие участники государственно-общественной жизни должны благоприятствовать активной и зримой политике, имеющей целью интегрировать действия, направленные на укрепления равенства между полами во все политические стратегии и программы, анализируя в случае необходимости, до принятия любого решения их возможные последствия соответственно для женщин и мужчин»
 «Комплексный подход заключается в организации (реорганизации), улучшении, совершенствовании и оценке процессов принятия решений лицами, главным образом вовлеченными в осуществление политики, с тем, чтобы инкорпорировали проблематику равенства между женщинами и мужчинами во все области и на все уровни»

 

Очевидно, что гендерный и комплексный подход по своей сути совпадающие стратегии достижения равенства полов в обществе.

 

15. Кто является потенциальными действующими лицами при применении гендерного (комплексного) подхода для достижения цели равенства полов и какую роль они могут играть?

 

Важнейшими субъектами реализации гендерного подхода являются:
• политики, играющие первостепенную роль в комплексном подходе к проблеме равенства полов, поскольку их официальными функциями является определение политических приоритетов и инициирование программ. Вот почему очень важны: их политическая воля и реальный настрой;
• государственные структуры, применяющие гендерный (комплексный) подход на практике;
• национальный механизм, созданный для поощрения и укрепления равенства между женщинами и мужчинами;
• научно-исследовательские работники и эксперты, разрабатывающие соответствующие программы и концепции;
• неправительственные организации и лоббистские группы, оказывающие влияние на политический процесс;
• средства массовой информации, влияющие на общественное мнение и сознание;
• международные институты, роль которых возрастает в плане поддержки, стимулирования и выдвижения новых идей).

 

16. Разве гендерный анализ не покровительствует женщинам?


Нет покровительства там, где анализируется реальность, и она учитывается при разработке стратегий различных политических курсов.


Скачать статью Шведовой Н. А. "Гендер: типичные вопросы и предполагаемые ответы" в формате Word здесь>> 

 

 

Last Updated on Monday, 30 November 2009 17:58
 
The Alliance of Women’s Legislative Initiatives © 2009-2015. All rights reserved. This web-site was created thanks to the support of the United Nations Development Fund for Women (UNIFEM).
Opinions expressed at this web-site do not necessarily reflect opinions of the United Nations or UNIFEM.
The web-site was developed by e-market4u@yandex.ru