Проект Закона Кыргызской Республики «О социально-правовой охране и защите от семейного насилия» по состоянию на 9 декабря 2013 г. PDF Печать E-mail
Законы
Автор: Administrator   
20.12.2013 01:48
Настоящий Закон определяет правовые основы, направленные на предупреждение и пресечение насилия в семье, обеспечение социально-правовой защиты лиц, пострадавших от насилия в семье.
Действие настоящего Закона распространяется на членов семьи и лиц, приравненных к членам семьи, проживающих совместно.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие понятия:

консультативно-профилактический центр (кризисный центр) – организация по оказанию социально-психологической,  а также правовой, медицинской помощи лицам, пострадавшим от семейного  насилия, в соответствии с законодательством. При консультативно-профилактическом центре  может создаваться  убежище;

охранный ордер - документ, предоставляющий государственную защиту пострадавшему от семейного насилия  и влекущий применение определенных настоящим Законом мер воздействия к лицу, совершившему семейное насилие;

пострадавший от семейного насилия – член семьи или лицо, приравненное к члену семьи,  в отношении которого совершено семейное насилие;

пресечение семейного насилия – меры, направленные на прекращение насилия в семье, обеспечивающие охрану жизни, здоровья, чести и достоинства пострадавших от семейного насилия;

приравненные к членам семьи лица – лица, состоящие в фактических брачных отношениях; лицо, предоставляющее содержание нетрудоспособному или несовершеннолетнему иждивенцу и непосредственно сам нетрудоспособный или несовершеннолетний иждивенец; родители супругов; иные родственники, проживающие совместно;

профилактика (предупреждение) семейного насилия — система социальных, правовых, медицинских, психологических, просветительских, информационных и иных мер, осуществляемых субъектами охраны и защиты от  семейного насилия, направленных на выявление, устранение причин и условий, создающих опасность совершения семейного насилия;

 психологическое насилие в семье - угроза совершения физического, сексуального, экономического насилия, а также умышленное унижение чести и достоинства,  принуждение к совершению правонарушений или деяний, представляющих опасность для жизни или ведущих к нарушению психического, физического здоровья;

сексуальное насилие в семье - деяние одного члена семьи/приравненного к нему члена семьи, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу другого члена семьи/приравненного к нему члена семьи;

семейное насилие (насилие в семье) - это умышленные действия  физического, психологического, экономического, сексуального характера или их угроза, совершенные одним членом семьи/приравненным к нему лицом в отношении другого члена семьи/приравненного к нему лица;

специализированная социальная служба – организация, учреждение, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющие социальные услуги и помощь лицам, пострадавшим от семейного насилия;

убежище (центр временного пребывания для лиц, пострадавших от семейного насилия) – организация, предоставляющая безопасное,  временное проживание лицам, пострадавшим от семейного насилия, в соответствии с законодательством;

физическое насилие в семье – прямое или косвенное умышленное физическое воздействие одного члена семьи/приравненного к нему члена семьи лица на другого  члена семьи/приравненного к нему члена семьи, лишение возможности отправления жизненно важных функций, лишение или ограничение свободы передвижения, жилья, пищи, одежды, принуждение к тяжелому физическому труду, а также уклонение от обязанностей по уходу и заботе;

члены семьи – супруги, родители и дети, бабушки/дедушки и внуки/внучки, опекуны/попечители и подопечные, усыновители и усыновленные, приемные родители и приемные дети, другие лица, принявшие на воспитание детей в установленном законом порядке, бывшие супруги, мачехи/отчимы и падчерицы/пасынки, братья и сестры (полнородные и неполнородные), фактические воспитатели и фактические воспитанники;

экономическое насилие в семье - умышленное невыполнение одним членом семьи / приравненным к нему членом семьи обязанностей по содержанию другого члена семьи / приравненного к нему члена семьи, а также умышленное лишение или ограничение права получения или распоряжения предназначающихся в силу закона лицу имущества или доходов.

 
Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о социально-правовой охране и защите от семейного насилия

Законодательство Кыргызской Республики о социально-правовой охране и защите от семейного насилия основывается на Конституции Кыргызской Республики, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также норм, содержащихся в международных договорах, вступивших  в установленном порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика.

 
Статья 3. Принципы настоящего Закона

Настоящий Закон основывается на следующих принципах:

1)      соблюдение законодательства и международных стандартов в области прав человека и гендерного равенства;

2)      равенство  доступа к охране и защите от семейного насилия;

3)      недопущение  религиозных, культурных и иных обычаев,   способствующих  семейному  насилию; 

4)      ответственность за причиненное семейное  насилие;

5)      профилактическая направленность;

6)      ответственность государственных органов и органов местного самоуправления за соблюдение права граждан на охрану от семейного насилия;

7)      участие общественности в охране и защите от семейного насилия;

8)      предоставление защиты от семейного насилия  независимо от факта возбуждения уголовного дела или административного производства.

 
Статья 4. Права лиц, пострадавших от семейного насилия

1. Пострадавшими от семейного насилия являются члены семьи и приравненные к ним лица, в отношении которых совершено семейное насилие.

2. Пострадавший от семейного насилия имеет право на получение правовой, социальной, медицинской, психологической и иной помощи и защиты от семейного насилия от государственных органов, органов местного самоуправления и других субъектов, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия, в пределах их компетенции.

3. Основания и порядок предоставления помощи и защиты от семейного насилия определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

 
Глава 2. Субъекты, осуществляющие охрану и защиту от семейного насилия

Статья 5. Круг субъектов, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия

К субъектам, осуществляющим охрану и защиту от семейного насилия, относятся:

1)      уполномоченный государственный орган по координации деятельности субъектов по охране и защите от семейного насилия, определяемый Правительством Кыргызской Республики;

2)        суд;

3)        прокуратура;

4)        органы внутренних дел;

5)        органы социального развития;

6)        органы здравоохранения;

7)        органы образования;

8)        органы юстиции;

9)        органы статистики;

10)  Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики;

11)  местные государственные администрации;

12)  органы местного самоуправления;

13)  суд аксакалов;

14)  средства массовой информации и электронные издания;

15)  иные государственные и негосударственные организации в пределах своей компетенции.

 
Статья 6. Уполномоченный государственный орган по координации деятельности субъектов по охране и защите от семейного насилия

Уполномоченный государственный орган по координации деятельности субъектов по охране и защите от семейного насилия (далее – Уполномоченный орган):

1)      координирует деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц, независимо от форм собственности, по разработке и реализации единой государственной политики по охране и защите от семейного насилия в Кыргызской Республике;

2)      координирует разработку проектов законов и иных нормативных правовых актов, государственных программ и иных документов в сфере охраны и защиты от семейного насилия, вносит предложения в Правительство Кыргызской Республики по этим вопросам;

3)      осуществляет сбор, обобщение и анализ данных о семейном насилии, проводит оценку эффективности системы мер по охране и защите от семейного насилия и вносит предложения по ее совершенствованию;

4)      предоставляет субъектам, осуществляющим охрану и защиту от семейного насилия, методическую, информационную, консультативную и организационную помощь;

5)      координирует разработку стандартов оказания услуг и предоставления помощи по охране и защите от семейного насилия;

6)      осуществляет мониторинг и оценку деятельности субъектов по охране и защите от семейного насилия;

7)      организует проведение научных и иных исследований по вопросам семейного насилия;

8)      осуществляет информационную и просветительскую деятельность по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

9)      предоставляет информацию об охране и защите от семейного насилия средствам массовой информации и электронным изданиям;

10)  ежегодно составляет и публикует отчеты об исполнении настоящего Закона;

11)  обеспечивает доступ к информации в сфере охраны и защиты от семейного насилия, в том числе путем размещения на своем сайте; 

12)  направляет субъектам по охране и защите от семейного насилия рекомендации по совершенствованию их деятельности в данной сфере;

13)  оказывает содействие субъектам, осуществляющим охрану и защиту от семейного насилия, в привлечении внебюджетных средств и развитию сотрудничества с международными и иными организациями;

14)  осуществляет иную деятельность по охране и защите от семейного насилия в пределах своей компетенции.

 
Статья  7.   Обязанности суда по защите от  семейного насилия

Суд рассматривает и разрешает дела, связанные с семейным насилием, в соответствии с настоящим Законом и иными законами Кыргызской Республики.

 
Статья 8. Обязанности органов прокуратуры по охране и защите от семейного насилия

Органы прокуратуры:

1)    осуществляют надзор за соблюдением законодательства в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

2)    проверяют полноту и своевременность учета и регистрации органами внутренних дел поступивших сообщений о фактах семейного насилия;

3)    обращаются в суд в целях защиты прав и интересов  лиц, пострадавших от семейного насилия в случаях, предусмотренных законом;

4)    осуществляют повышение квалификации сотрудников прокуратуры по вопросам охраны и защиты от насилия в семье;

5)    осуществляют иные полномочия в сфере охраны и защиты от семейного насилия, предусмотренные законом.

 
Статья 9.  Обязанности органов внутренних дел по охране и защите от семейного насилия

1. Министерство внутренних дел:

1)      участвует в разработке и реализации  единой  государственной политики по охране и защите от семейного  насилия;

2)      организует деятельность органов внутренних дел по профилактике, охране и защите от семейного насилия;

3)      участвует в разработке нормативных правовых актов и иных документов в области профилактики и защиты от  семейного насилия;

4)      участвует в разработке стандартов услуг и предоставления помощи в области охраны и защиты от  семейного  насилия; 

5)      включает вопросы охраны и защиты от семейного насилия в программы обучения учебных заведений органов внутренних дел,  обеспечивает профессиональную подготовку, курсы переподготовки и другие соответствующие виды обучения своих сотрудников в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

6)      осуществляет мониторинг деятельности органов внутренних дел в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

7)      осуществляет взаимодействие другими субъектами охраны и защиты от семейного насилия;

8)      предоставляет ежегодный отчет, а также  информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия в Уполномоченный орган; 

9)      размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности органов внутренних дел по охране и защите от семейного насилия.

2. Органы внутренних дел:

1)   осуществляют взаимодействие в пределах своей компетенции с субъектами охраны и защиты от семейного насилия;

2)    проводят профилактическую и информационную работу в сфере охраны и защиты от семейного насилия с населением;

3)    ведут учет лиц, совершивших семейное насилие;

4)    применяют меры пресечения семейного насилия;

5)    уведомляют соответствующих субъектов охраны и защиты от семейного насилия о выявленных фактах семейного насилия в отношении несовершеннолетних;

6)    уведомляют о фактах семейного насилия субъекты охраны и защиты от семейного насилия, указанные лицом, пострадавшим от семейного насилия, и с его согласия;

7)    направляют с согласия пострадавшего от семейного насилия на медицинское освидетельствование, судебно-медицинскую экспертизу.

8)    осуществляют иные полномочия в сфере охраны и защиты от семейного насилия, предусмотренные законом.
 
 
Статья 10. Обязанности органов социального развития по охране и защите от семейного насилия

1.      Государственный орган в области социального развития:

1)       участвует в разработке и реализации  единой  государственной политики по охране и защите от семейного  насилия;

2)      организует деятельность органов социального развития по охране и защите от семейного насилия;

3)       участвует в разработке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам охраны и  защиты от семейного насилия;

4)       осуществляет  разработку стандартов социальных услуг и предоставления помощи в сфере охраны и защиты  от семейного насилия; 

5)      утверждает порядок предоставления социальных услуг специализированными социальными службами по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

6)       контролирует соблюдение стандартов социальных услуг   государственными  и муниципальными организациями  и учреждениями в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

7)      координирует деятельность органов и учреждений социального развития в сфере охраны и   защиты от семейного насилия;

8)      обеспечивает методическую и консультативную  помощь территориальным органам социального развития по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

9)       обеспечивает организацию и развитие  государственных и муниципальных специализированных социальных служб, предоставляющих социальные услуги по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

10)    осуществляет программы по повышению квалификации работников органов социального развития по выявлению, профилактике и защите от семейного насилия;

11)   разрабатывает типовые коррекционные программы по работе с лицами, совершившими семейное насилие, и оказывает содействие территориальным органам социального развития по их внедрению;

12)  определяет порядок выявления, регистрации и учета органами социального развития случаев насилия в семье;

13)  осуществляет мониторинг деятельности органов социального развития  в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

14)   публикует на своем сайте и в средствах массовой информации и электронных изданиях информацию о специализированных социальных службах, предоставляющих социальные услуги по вопросам охраны и защиты от семейного насилия, стандарты услуг и порядок их предоставления;

15)  обеспечивает методическую и консультативную  помощь территориальным органам социального развития по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

16)  осуществляет деятельность по привлечению финансовой, технической и иной помощи, не запрещенной законодательством, по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

17)  осуществляет взаимодействие с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту от семейного насилия;

18)  предоставляет ежегодный отчет, а также  информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия в Уполномоченный орган; 

19)  размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности органов социального развития по охране и защите от семейного насилия.

2.      Органы социального развития:

1)    предоставляют социальные услуги и помощь в сфере охраны и защиты  от семейного насилия;

2)    уведомляют органы внутренних дел  о выявленных фактах семейного насилия с согласия лица, пострадавшего от семейного насилия;

3)    проводят мониторинг и анализ потребностей пострадавших от семейного насилия в предоставлении социальных услуг и помощи;

4)    реализуют коррекционные программы по работе с лицами, совершившими семейное насилие;

5)    осуществляют  просветительскую  деятельность по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

6)    взаимодействуют с субъектами по охране и защите от семейного насилия;

7)    предоставляют отчеты о деятельности по охране и защите от семейного насилия в государственный орган по социальному развитию.

Статья 11. Обязанности органов здравоохранения по охране и защите от семейного насилия

Государственный орган в сфере здравоохранения: 
1)   участвует в разработке и реализации  единой  государственной политики по охране и защите от семейного  насилия;

2)   организует деятельность органов здравоохранения по охране и защите от семейного насилия;

3)    участвует в разработке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам охраны и  защиты от семейного насилия;

4)   участвует в разработке стандартов услуг и предоставления помощи в области охраны и защиты от  семейного  насилия; 

5)    осуществляет мониторинг деятельности органов здравоохранения в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

6)   организует и проводит подготовку и переподготовку  медицинских кадров по вопросам профилактики семейного насилия и оказания медико-санитарной  помощи при семейном насилия;

7)    разрабатывает и внедряет  в практику организаций здравоохранения стандарты в области  профилактики, охраны и оказания медико-санитарной  помощи при семейном  насилии;

8)    проводит информационную и просветительскую работу в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

9)    осуществляют сбор данных в сфере оказания медико-санитарной  помощи по семейному насилию;

10)     осуществляет взаимодействие другими субъектами охраны и защиты от семейного насилия;

11)    предоставляет ежегодный отчет, а также  информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия в Уполномоченный орган; 

12)   размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности органов внутренних дел по охране и защите от семейного насилия.

 Организации здравоохранения:
1)      оказывают необходимую медико-санитарную помощь, в том числе осуществляют медицинскую реабилитацию, лицам, пострадавшим от  семейного насилия;

2)      оказывают необходимую медико-санитарную помощь, в том числе осуществляют медицинскую реабилитацию, лицам, совершившим семейное насилие, в пределах, установленных законодательством;

3)       извещают органы внутренних дел о фактах обращения пострадавших и оказания им медицинской помощи с их согласия в течение  24 часов. Согласие пострадавших не требуется в случаях совершения семейного насилия в отношении несовершеннолетних, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

4)       выдают пациенту и иным лицам в соответствии с законодательством выписку из медицинской карты или истории болезни, в которой письменно фиксируются телесные  повреждения или следы насилия;

5)       реализуют мероприятия по предупреждению семейного насилия;

6)       осуществляет постоянное взаимодействие с другими субъектами охраны и защиты от семейного насилия.

 
Статья 12. Обязанности органов образования по охране и защите от семейного насилия

Государственный орган в сфере образования:
1)      участвует в разработке и реализации  единой  государственной политики по охране и защите от семейного  насилия;

2)      организует деятельность органов образования по охране и защите от семейного насилия;

3)      участвует в разработке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам охраны и  защиты от семейного насилия;

4)      участвует в разработке стандартов услуг и предоставления помощи в области охраны и защиты от  семейного  насилия; 

5)      осуществляет мониторинг деятельности органов образования в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

6)      включает в контексте прав человека вопросы охраны и защиты от семейного насилия в государственные образовательные стандарты;

7)      обеспечивает подготовку педагогических кадров по выявлению, профилактике и защите от семейного насилия;

8)      разрабатывает образовательные и воспитательные программы для родителей (лиц, их заменяющих) и детей по предупреждению и пресечению семейного насилия и осуществляет мониторинг и оценку их реализации;

9)      проводит информационную и просветительскую работу в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

10)  обеспечивает организацию консультирования обучающихся, пострадавших от семейного насилия;

11)  осуществляет взаимодействие другими субъектами охраны и защиты от семейного насилия;

12)  предоставляет ежегодный отчет, а также  информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия в Уполномоченный орган; 

13)  размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности органов образования по охране и защите от семейного насилия.

Образовательные организации независимо от форм  собственности и уровней образования:
1)      уведомляют органы внутренних дел, прокуратуру  и территориальные подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей о выявленных фактах  семейного насилия в отношении несовершеннолетних;

2)      реализуют образовательные и воспитательные программы для родителей (лиц, их заменяющих) и детей по предупреждению и пресечению семейного насилия;

3)      информируют обучающихся и их законных представителей о недопустимости семейного насилия и мерах по охране и защите;

4)      обращаются в суд с исками об ограничении родительских прав лиц, совершивших семейное насилие в отношении несовершеннолетних;

5)      проводят мониторинг и анализ  потребностей обучающихся,   подвергшихся семейному насилию, в предоставлении специальных социальных услуг и помощи;

6)      осуществляют постоянное взаимодействие с другими субъектами охраны и защиты от семейного насилия.

 
Статья 13.  Обязанности  органов юстиции по охране и защите от семейного насилия

Министерство юстиции:

1)      участвует в разработке и реализации  единой  государственной политики по охране и защите от семейного  насилия

2)       участвует в разработке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам охраны и  защиты от семейного насилия;

3)       участвует в разработке стандартов услуг и предоставления помощи в области охраны и защиты от  семейного  насилия; 

4)      разрабатывает и размещает государственные социальные заказы по оказанию юридической помощи лицам, пострадавшим от семейного насилия;

5)      участвуют в распространении правовой информации по вопросам охраны и защиты от семейного насилия

6)      содействуют организации курсов повышения квалификации для  адвокатов по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

7)       осуществляет взаимодействие другими субъектами охраны и защиты от семейного насилия;

8)       предоставляет ежегодный отчет, а также  информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия в Уполномоченный орган; 

9)      размещают на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности органов юстиции по охране и защите от семейного насилия.

 
Статья 14. Обязанности Акыйкатчы (Омбудсмена) по охране и защите от семейного насилия

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики:

1)      принимает и рассматривает обращения граждан Кыргызской Республики, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в Кыргызской Республике либо их представителей на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в сфере защиты от семейного насилия в соответствии с законодательством;

2)      разъясняет заявителю порядок обращения в компетентный государственный орган либо в орган местного самоуправления для защиты своих прав и свобод в сфере семейного насилия;

3)       обращается в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностному лицу по результатам рассмотрения  обращения заявителя  с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

4)      по результатам рассмотрения обращения заявителей с их согласия или согласия их законных представителей  обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица в сфере защиты от семейного насилия;

5)      осуществляет  мониторинг обеспечения прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

6)       готовит специальные доклады по вопросам семейного насилия и\или  включает эти  вопросы в ежегодные доклады о состоянии  соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

7)       проводит информационные кампании по вопросам защиты прав человека и гражданина в сфере семейного насилия.

 
Статья 15. Обязанности местных государственных администраций  по охране и защите от семейного насилия

Местные  государственные администрации:

1)      обеспечивают согласованную деятельность территориальных подразделений  министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных государственных органов Кыргызской Республики, их взаимодействие с органами местного самоуправления и осуществляют государственный контроль за их деятельностью по делегированным функциям и полномочиям в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

2)      координируют деятельность территориальных подразделений  министерств, государственных комитетов и административных ведомств в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

3)      разрабатывают и утверждают программные документы по охране и защите от семейного насилия, контролируют их исполнение;

4)      осуществляют обобщение и анализ данных, полученных от органов местного самоуправления о семейном насилии в соответствии с законодательством;

5)       осуществляют взаимодействие с субъектами охраны и защиты от семейного насилия;

6)      организуют информационную, просветительскую деятельность по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

7)       привлекают финансовую, техническую и иную помощь в соответствии с законодательством для реализации программ по охране и защите от семейного насилия;

8)       предоставляют ежегодный сводный отчет о деятельности по охране и защите от семейного насилия в Уполномоченный орган;

9)      предоставляют Уполномоченному органу информацию по вопросам охраны и защиты от семейного насилия.                                                        

Статья 16. Обязанности органов местного самоуправления  по охране и защите от семейного насилия

Органы  местного самоуправления:

1)      разрабатывают, утверждают и осуществляют программы по предупреждению семейного насилия;

2)      предусматривают в местном бюджете средства на реализацию соответствующих программ по предупреждению семейного насилия и создание специализированных социальных служб, осуществляющих охрану и защиту граждан от семейного насилия;

3)      организуют предоставление специальных социальных услуг по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

4)      рассматривают информацию о фактах семейного насилия и принимают меры по охране и защите от насилия в семье;

5)      ведут учет данных о семейном насилии;

6)      обеспечивают взаимодействие субъектов, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия на местном уровне;

7)      информируют органы внутренних дел о наличии опасности совершения семейного насилия;

8)      предоставляют Уполномоченному органу информацию по вопросам охраны и защиты от семейного насилия.                                                        

Статья 17. Обязанности судов аксакалов по охране и защите от семейного насилия.

Суды аксакалов рассматривают и разрешают дела, связанные с семейным насилием, в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

 
Статья 18. Полномочия средств массовой информации и электронных изданий в сфере охраны и защиты от семейного насилия

1.      Средства массовой информации  и электронные издания:

1)      взаимодействуют с субъектами охраны и защиты от семейного насилия;

2)      освещают вопросы охраны и защиты от семейного насилия;

3)      предоставляют информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия по запросу Уполномоченного органа;

4)      обеспечивают в своей редакционной политике недопущение пропаганды гендерной дискриминации и насилия.

2. Средства массовой информации,  финансируемые за счет республиканского или местного бюджета, обязаны размещать информацию по вопросам охраны и защиты от семейного насилия в пределах эфирного времени или печатной площади, выделяемых на социальную рекламу.

 
Статья 19. Участие негосударственных организаций и граждан в охране и защите от семейного насилия

1. Негосударственные организации и граждане вправе:

1)  оказывать социальную, правовую, юридическую, психологическую и иную поддержку и помощь в сфере охраны и защиты от семейного насилия в соответствии с законодательством, в том числе:

а) информировать  лица, пострадавшие от семейного насилия о праве обратиться за защитой в государственные органы либо в общественные организации;

б) предоставлять лицам, пострадавшим от семейного насилия соответствующие консультации;

в) извещать с согласия лиц, пострадавших от семейного насилия,  органы внутренних дел, прокуратуры и местного самоуправления, социальной защиты о фактах семейного насилия, за исключением случаев, касающихся несовершеннолетних и признанных недееспособными лиц, когда извещение указанных органов является обязательным.

       2) осуществлять информационную и просветительскую деятельность  по вопросам охраны и защиты от семейного насилия.

       3) взаимодействовать с другими субъектами охраны и защиты от семейного насилия. 

2.     Негосударственные организации по охране и защите от семейного насилия вправе получать финансирование из местного и республиканского бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

3.      Негосударственные организации по охране и защите от семейного насилия предоставляют информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия по запросу Уполномоченного органа.

 
Глава 3. Предоставление охраны и защиты от семейного насилия

Статья 20.  Профилактика  (предупреждение)  семейного насилия

Профилактика (предупреждение) семейного насилия  осуществляется всеми субъектами по охране и защите от семейного насилия в пределах своей компетенции.

К мерам профилактики относятся:

1)      разработка и внедрение программ по профилактике семейного насилия, в том числе  специальных  программ для пострадавших от семейного насилия, для лиц, совершивших семейное насилие, и иных лиц;

2)      профилактические беседы, консультации,  в том числе посредством телефонов доверия с целью предотвращения и недопущения повторения случаев семейного насилия, а также обеспечения  безопасности пострадавшего;

3)       регистрация и учет лиц, совершивших семейное насилие;

4)       контроль исполнения  условий охранного ордера;

5)       информирование лиц, совершивших семейное насилие, о недопустимости и противоправности семейного насилия, а также мерах по охране и защите от семейного насилия;

6)       информационные и просветительские, кампании,  мероприятия в сфере охраны и защиты от семейного насилия, направленные на защиту прав и свобод граждан, пропаганду  ненасильственного и бесконфликтного поведения, недопущение  дискриминации любого лица.

 
Статья  21. Пресечение семейного насилия

1.      К мерам пресечения семейного насилия относятся:

1)    принятие незамедлительных мер по устранению угрозы для жизни или здоровья пострадавшего и других членов семьи или приравненных к ним лиц;

2)    задержание лица, совершившего семейное насилие, в соответствии с законом;

3)    выдача охранного ордера;

4)    привлечение лица, совершившего семейное насилие, к ответственности, установленной законом;

5)    незамедлительное помещение в безопасное место с  согласия лица, пострадавшего от семейного насилия, жизни и здоровью которого непосредственно угрожает опасность.

2.      Меры пресечения семейного насилия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, принимаются органами внутренних дел. 

3.      Органы местного самоуправления, органы социального развития обязаны оказывать содействие органам внутренних дел в незамедлительном помещении в безопасное место лиц, пострадавших от семейного насилия.

4.      Иные субъекты охраны и защиты от семейного насилия вправе оказывать содействие органам внутренних дел в незамедлительном помещении в безопасное место лиц, пострадавших от семейного насилия.

 
Статья 22. Действия органов внутренних дел по реагированию на факты обращений о семейном насилии

1.      Органы внутренних дел обязаны:

1)      принять и зарегистрировать заявление о семейном насилии от любых лиц;

2)      прибыть на место совершения семейного насилия и произвести следующие действия:

а)    принять меры к пресечению семейного насилия;

б)   опросить стороны;

в)   разъяснить порядок выдачи охранного ордера, порядок привлечения лица, совершившего семейное насилие, к административной или уголовной ответственности;

г)    разъяснить лицу, пострадавшему от семейного насилия, право на получение помощи от субъектов охраны и защиты от семейного насилия;

д)   предоставить лицу, пострадавшему от семейного насилия, информацию о специализированных социальных службах;

е)    организовать в случае необходимости транспортировку лица, пострадавшего от семейного насилия, в медицинское учреждение или иное безопасное место;

ж)  выдать охранный ордер и контролировать исполнение условий, содержащихся в нем;

з)     в случае семейного насилия в отношении несовершеннолетних незамедлительно информировать  уполномоченный орган по правам детей;

и)    с согласия лица, пострадавшего от семейного насилия,  информировать в трехдневный срок с момента продления  охранного ордера территориальные подразделения органов социального развития;

к)    выполнять все необходимые действия для передачи материалов по привлечению лица, совершившего семейное насилие, к административной или уголовной ответственности;

2. Сотрудник органа внутренних дел имеет право беспрепятственно входить в помещения и на территорию граждан при наличии достаточных оснований полагать, что там находятся члены семьи, жизни и здоровью которых угрожает непосредственная опасность, для оказания экстренных мер по ее устранению, предусмотренных законодательством.

 
Статья 23. Основание выдачи охранного ордера

1.    Основанием выдачи охранного ордера является установление факта совершения семейного насилия.

2.    Факт семейного насилия устанавливается органами внутренних дел  путем проверки сведений, содержащихся в сообщении о семейном насилии.

3.    Охранный ордер выдается лицу, пострадавшему от семейного насилия, и лицу, совершившему семейное насилие, достигшему 18 лет. 

 
Статья 24. Выдача и продление охранного ордера

1.    Охранный ордер выдается сроком на 3 дня органом внутренних дел по месту жительства лица, совершившего семейное насилие, в течение 24 часов с момента установления факта совершения семейного насилия.

2.    По заявлению лица, пострадавшего от семейного насилия, охранный ордер может быть продлен на  30 дней.

3.    Сотрудник органов внутренних дел обязан ознакомить лицо, совершившее семейное насилие, с условиями охранного ордера и последствиями его неисполнения под роспись.

4.    Лицо, совершившее семейное насилие и получившее охранный ордер, обязано выполнить все условия, указанные в нем. Неисполнение лицом, совершившим семейное насилие и получившим охранный ордер, предписанных в ордере условий влечет за собой административную ответственность и не прекращает его действия.

5.     Копия охранного ордера направляется сотруднику органа внутренних дел, уполномоченному контролировать исполнение условий охранного ордера.

6.     Копия охранного ордера направляется территориальным органам социального развития и органам местного самоуправления с согласия лица, пострадавшего от семейного насилия.

7.    Выдача охранного ордера может быть обжалована в вышестоящемем органе внутренних дел либо в суде.

 
Статья 25.  Охранный ордер в отношении лиц, пострадавших от семейного насилия, не достигших четырнадцати лет или лиц, признанных судом недееспособными

1.    Охранный ордер в отношении лиц, пострадавших от семейного насилия, не достигших четырнадцати лет или лиц, признанных судом недееспособными, выдается их законному представителю либо территориальным подразделениям уполномоченных государственных органов по защите детей и недееспособных.

2.    От имени лиц, не достигших четырнадцати лет, а также лиц, признанных судом недееспособными,   с заявлением о продлении  охранного ордера на  30 дней могут обратиться их законный представитель либо территориальные подразделения уполномоченных государственных органов по защите детей и  лиц, признанных судом недееспособными.

3.    Копия охранного ордера направляется территориальным подразделениям уполномоченных государственных органов по защите детей и лиц, признанных судом недееспособными, территориальным органам социального развития, органам местного самоуправления.

Статья 26. Условия охранного ордера

1.      Охранный ордер предусматривает следующие условия:

1)      запрет совершать любые насильственные действия в отношении лица, пострадавшего от семейного насилия;

2)      запрет на прямые и косвенные контакты с лицом, пострадавшим от семейного насилия.

2.      Охранный ордер содержит информацию о праве лица, пострадавшего от семейного насилия на обращение  в суд с требованием(ями), указанным(и) в статье  28 настоящего Закона.

3.      Форма охранного ордера утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 27. Подача искового заявления в суд по делам, связанным с семейным насилием

1. Правом на обращение в суд за защитой прав и законных интересов лица, пострадавшего от семейного насилия, обладают:

1) лицо, пострадавшее от семейного насилия, либо его представитель;

2) прокурор;

3) территориальные подразделения уполномоченных государственных органов по защите детей и  лиц, признанных судом недееспособными, в случае, если лицом, пострадавшим от семейного насилия, является несовершеннолетний или лицо, признанное судом недееспособным.

2. Исковое заявление в защиту прав и законных интересов лица, пострадавшего от семейного насилия, может быть подано прокурором только по просьбе заинтересованного лица, если оно само по уважительным причинам не может обратиться в суд. Исковое заявление в защиту прав и интересов недееспособного, в том числе несовершеннолетнего лица, может быть предъявлено без их согласия.

3. Исковое заявление по делу, связанному с семейным насилием, должно соответствовать требованиям, предъявляемым гражданским процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

4. К исковому заявлению прилагается копия охранного ордера или копия постановления суда о привлечении лица к административной ответственности за совершение семейного насилия.

5. Исковое заявление по делам, связанным с семейным насилием, может быть подано в течение одного года с момента выдачи охранного ордера или с момента вступления постановления суда в законную силу.

Статья 28.  Требования, по которым выносится решение суда.

1. Лица, указанные в статье 27 настоящего Закона,   имеют право обратиться в суд к лицу, совершившему семейное насилие, с одним или несколькими требованиями:

1) покинуть место совместного проживания независимо от того, кто владеет данным жилым помещением;

2) запретить или ограничить прямые и/или косвенные контакты с несовершеннолетними детьми;

3)      о взыскании денежной суммы в размере 50% от заработной платы и / или иных видов доходов лица, совершившего семейное насилие, ежемесячно в течение срока, установленного судом;

4)      запретить выезд за пределы Кыргызской Республики;

5)      направить сведения о совершенном семейном насилии по месту работу лица, совершившего семейное насилие;

6)      иные требования, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

2. Ограничение прав по требованиям, указанным в п.п. 1-4, 6 части 1 настоящей статьи,  устанавливается судом на срок от одного до шести месяцев.

3. Порядок вынесения и обжалования решения суда устанавливается гражданским процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

4. Решение суда подлежит исполнению после вступления его в законную силу в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики об исполнительном производстве.

Статья 29. Помощь лицам,  пострадавшим от семейного насилия

К помощи, предоставляемой лицам, пострадавшим от семейного насилия, относятся юридическая, социальная, медицинская, психологическая и иные виды помощи.

Статья 30. Юридическая помощь лицам, пострадавшим от семейного насилия

К юридической помощи относятся предоставление консультаций, подготовка юридических  документов, представительство от имени лица, пострадавшего от семейного насилия, в судах и иных государственных органах, другие виды юридически значимых действий, определенных законодательством.
Субъектами, обязанными оказывать юридическую помощь в соответствии с настоящим Законом,  являются  органы внутренних дел, прокуратура, Акыйкатчы (Омбудсмен).
Юридическая помощь может быть также оказана другими субъектами настоящего Закона.
Гарантированная государством юридическая помощь оказывается в порядке, установленном соответствующим Законом.
 

Статья 31. Медицинская помощь лицам, пострадавшим от семейного насилия

Лицам, пострадавшим от семейного насилия, оказываются все виды медико-санитарной помощи, определяемые законодательством об охране здоровья Кыргызской Республики.
Субъектами, обязанными оказывать медицинскую помощь в соответствии с настоящим Законом,  являются  государственные и муниципальные организации здравоохранения.
Медицинская помощь лицам, пострадавшим от семейного насилия,  может оказывать лицами, имеющими право на частную медицинскую практику в соответствии с законодательством. 
 

Статья 32. Социально-психологическая помощь лицам, пострадавшим от семейного насилия

1.К социально-психологической  помощи лицам,  пострадавшим от семейного насилия, относятся:

1)      осуществление мероприятий по социальной защите;

2)      оказание  помощи в получении необходимых документов и социальных пособий в соответствии с законодательством, 

3)      предоставление консультаций  социального работника, психолога;  

4)      предоставление безопасного места в специализированных социальных службах   с целью обеспечения  их безопасности и реабилитации;

5)     иные виды социально-психологической помощи.

 
2.      К субъектам, обязанным оказывать социально-психологическую помощь, относятся специализированные государственные и  муниципальные учреждения социального обслуживания: консультативно-профилактические центры (кризисные центры), убежища (социальные гостиницы) для лиц, пострадавших от семейного насилия, а также другие учреждения в соответствии с Законом Кыргызской Республики об основах социального обслуживания населения.

3.      Социально-психологическая помощь лицам, пострадавшим от семейного насилия, может быть оказана иными организациями, в том числе специализированными службами, создаваемыми для оказания социально-психологической помощи и реабилитации при семейном насилии.

4.      Основанием для предоставления социально-психологической помощи является обращение за такой помощью лиц, пострадавших от семейного насилия, лично или через другие органы, осуществляющие охрану и защиту от семейного насилия.

5.      Лицу, пострадавшему от семейного насилия, предоставляются услуги по охране и защите от семейного насилия, в соответствии с перечнем, предусмотренным законодательством;

6.       Лицо, пострадавшее от  семейного насилия, имеет право на помещение в государственное/муниципальное убежище для безопасного временного проживания и реабилитации. Пребывание в убежище осуществляется на бесплатной основе,  на условиях договора в соответствии с правилами, определенными в уставе или положении убежища.

7.      Лица, совершившие семейное  насилие, вправе обратиться в органы социального развития для получения информации  о коррекционных программах по изменению насильственного поведения.

 
Глава 4.  Статистический учет и отчетность по семейному насилию

Статья 33. Статистический учет случаев семейного насилия

1.           Уполномоченным органом по вопросам статистики в сфере охраны и защиты от семейного насилия является Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.

2.           Национальный статистический комитет обеспечивает координацию статистической деятельности государственных органов,  органов местного самоуправления и консультативно-профилактических центров путем согласования перечня и состава показателей, статистических и учетных форм, порядка сбора, периодичности и обработки статистической информации, а также инструктивно-методологических материалов, необходимых для выполнения ведомственных статистических работ в сфере семейного насилия.

3.           Национальный статистический комитет предоставляет органам государственной власти и органам местного самоуправления статистическую информацию о семейном насилии, обеспечивает распространение и доступ общественности к статистической информации о семейном насилии путем, издания статистических сборников, публикаций, бюллетеней, обзоров, размещения на сайте, а также иными путями.

 
Статья 34. Обязанности субъектов охраны и защиты от семейного насилия по статистическому учету

Субъекты охраны и защиты от семейного насилия в пределах своей компетенции обязаны:

1)           вести  статистический учет, отчетность и проводить анализ своих данных о семейном насилии;

2)           представлять в органы государственной статистики статистическую отчетность о семейном насилии;

3)           проводить работу по распространению статистической информации о семейном насилии, в том числе размещать статистические и другие данные  о семейном насилии на своих сайтах.

 
Статья 35. Статистическая отчетность о семейном насилии

Статистическая отчетность о семейном насилии включает в себя гендерно-разделенные показатели, отражающие количество зарегистрированных случаев совершения семейного насилия и/или обращений по случаям семейного насилия по видам; по видам принятых мер, социально-демографические данные о лицах, совершивших семейное насилие и пострадавших от семейного насилия, а также о степени родства между пострадавшим и лицом и лицом, совершившим семейное насилие и иные данные.

 
Глава 5.  Заключительные положения

Статья 36. О вступлении в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

2. До приведения в соответствие с настоящим Законом других законов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики законы и нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

 

Статья 37. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

1. Признать утратившими силу Закон Кыргызской Республики «О социально-правовой защите от насилия в семье» от 25 марта 2003 года N 62 (газета "Эркин-Тоо" от 4 апреля 2003 года N 24).
2. Правительству Кыргызской Республики не позднее шестимесячного срока:

- привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

- внести предложения в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики о приведении законодательных актов в соответствие с положениями настоящего Закона.

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

Президент Кыргызской Республики А. Атамбаев
 
Обновлено 24.01.2015 14:39
 
Альянс Женских Законодательных Инициатив © 2009-2015. Все права защищены. Веб-сайт создан при содействии Фонда ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ).
Мнения, выраженные на этом интернет-сайте, не обязательно отражают точку зрения ООН и ЮНИФЕМ
Веб-сайт создан e-market4u@yandex.ru