Альянс Женских Законодательных Инициатив
Добавим наш взгляд на законы!
Let’s Add Our Vision on Laws and Regulations!
Мыйзамдарга өз көз карашыбызды кошолу!

ОБРАЩЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЖЕНЩИН, ДЕТЕЙ, ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ПОЖИЛЫХ И ДРУГИХ УЯЗВИМЫХ ГРУПП

о проекте Закона Об «иностранных представителях» (изменения в некоторые законы)

Организации гражданского общества по защите прав женщин, детей, лиц с инвалидностью, пожилых и других уязвимых групп считают, что принятие так называемого законопроекта об иностранных представителях приведет к катастрофическим социальным последствиям и призывают депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республике не принимать его!

Ошибочным представляется, что установление нового статуса НКО — иностранного представителя, которыми будут признаваться национальные НКО, получающие иностранное финансирование + занимающиеся политической деятельностью, не коснется НКО, работающие в социальной сфере, оказывающие услуги по защите прав и помощи различным уязвимым группам. Законопроектом вводится очень широкое и размытое понятие политической деятельности, которой будут признаваться любые действия, направленные на принятие государственными органами решений, на изменение проводимой ими государственной политики, на формирование общественного мнения в указанных целях.

В такой трактовке деятельность всех НКО в сфере гендерного равенства, охраны и защиты от семейного и гендерного насилия, защите детей, лиц с инвалидностью, пожилых и других уязвимых групп может считаться политической деятельностью, поскольку направлена на реализацию государственной политики в отношении данных социальных групп. Данные НКО не только оказывают социальные услуги данным категориям граждан в условиях, когда государство не в состоянии им предоставить необходимую помощь в полном объеме и соответствующего качества, но и является выразителем интересов, голосом этих граждан в общественном диалоге с государственными органами.

Во многом благодаря тому, что активисты НКО документируют существующие проблемы с защитой прав, безопасностью детей, женщин, пожилых, лиц с инвалидностью, обобщают и формулируют в виде конкретных общественных запросов на изменение сложившейся практики исполнения законодательства и реализации государственной политики в отношении этих групп граждан, происходит критическое осмысление и понимание необходимости совершенствования государственных мер, изменения норм законов, внедрения новых механизмов по защите их прав.

Так, например, именно активистки НКО инициировали общественную дискуссию, активно продвигали и добивались принятия таких значимых законодательных изменений и механизмов:

Внесение в парламент методом народной инициативы (36 тыс. подписей граждан) и принятие парламентом в 2003 году Закона КР «О социально-правовой защите от семейного насилия», Закона КР «Об основах государственных гарантий гендерного равенства». В 2008 году также продвижение и принятие новой редакции – Закона КР «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин»;
В 2007 году в рамках конституционной реформы включение в Конституцию специальной статьи о равенстве прав и свобод и равных возможностей для их реализации для мужчин и женщин;
Лоббирование и законодательное закрепление целого ряда гендерных квот на выборах в парламент, в городские и айылные кенеши, благодаря которым сегодня в Жогорку Кенеше, городских и айылных кенешах есть много женщин-депутаток;
После резонансных ужасающих случаев насильственных похищений девушек для принуждения к браку, ранних, детских браков, жестокого семейного насилия и общественной критики бездействия государственных органов при активном участии экспертов НКО были приняты поправки в уголовное законодательство (криминализация насильственных, ранних браков, установление ответственности всех причастных к ним, принятие новой редакции Закона «Об охране и защите от семейного насилия» и в 10 других законов и др.), а также разработаны и внедрены процедуры координации и взаимодействия всех субъектов по профилактике, пресечению и борьбе с гендерным насилием;
Ратификация Кыргызстаном Конвенции о правах людей с инвалидностью,
Разработка и реализация Национальных планов действий на 2012-2014 годы, 2015-2017 годы, 2018-2020 годы по реализации Национальной стратегии КР по достижению гендерного равенства до 2020 года, а также Национального плана действий на 2022-2024 годы по реализации Национальной стратегии КР по достижению гендерного равенства до 2030 года;
Разработка и реализация Государственной программы по поддержке женского предпринимательства на 2022-2026 годы;
Разработка программы Правительства Кыргызской Республики по поддержке семьи и защите детей на 2018-2028 годы;
Гендерная экспертизы законодательства;
Гендерный мониторинг выборов;
Активизация, обучение и поддержка женщин, особенно в регионах, для участия в выборах как избирательниц и кандидаток;
Социальная мобилизация и оказание помощи и защиты уязвимым группам в периоды чрезвычайных ситуаций (во время Баткенских событий, пандемии Covid-19, народные дружины и т.д.);
данный список можно продолжать бесконечно.
Практически все, что сегодня делается в стране по борьбе с гендерным насилием, защите прав девочек, женщин, людей с инвалидностью, пожилых и других уязвимых групп происходит при активном участии НКО и именно НКО предоставляют государственным органам объективную, достоверную информацию о проблемах, с которыми сталкиваются эти граждане, и предлагают рекомендации, как улучшить их положение, какие необходимо произвести изменения на уровне законодательства, институциональных механизмов, подходов по работе с этими группами, смягчению негативных последствий.

При этом законопроект об иностранных представителях агентах фактически все эти действия НКО будет квалифицировать как «политическую деятельность» и как следствие ограничивать ее, что противоречит букве и духу части 2 статьи 2 Конституции Кыргызской Республики положениям Конституции: «2. В Кыргызской Республике народовластие основывается на принципах принадлежности всей полноты власти народу, защиты прав и свобод человека и гражданина, свободного и реального доступа к управлению делами государства и общества».

Внедрение данного статуса существенно повышает риски стигматизации НКО, осуществляющих законную деятельность, в том числе адвокацию и участие в общественных дебатах, а также потенциального формирования недоверия, страха и враждебности по отношению к таким организациям, в том числе со стороны общественности и государственных учреждений, что делает их работу чрезмерно затруднительной.

Взаимодействуя с государством, НКО поддерживают государственную систему управления в следующих формах:

совместные площадки для обсуждения вопросов развития;
согласование секторальной политики;
взаимная консультативная помощь;
НКО как связующее звено между гражданами и государством;
оперативный мониторинг реализации государственной политики силами НКО;
привлечение дополнительных ресурсов для реализации государственных программ;
совместная реализация проектов
НКО создают центры комплексных знаний по острым социальным проблемам. Большинство НКО занимаются одновременно и правозащитной деятельностью и участием в процессе принятия решений (адвокацией), и услугами. Смешанный характер форм деятельности делает НКО своеобразными центрами комплексных знаний – от выявления проблемы уязвимой группы до ее конечного решения.

НКО работают с 21 категорией уязвимых граждан, помогая им там, где не в силах помочь семья, государство и бизнес. НКО помогают: бедным; безработным; внутренним и трудовым мигрантам; детям и семьям в трудной жизненной ситуации; детям с инвалидностью; детям в конфликте с законом; дошкольникам, женщинам; жертвам насилия; жителям отдаленных сообществ; заключенным; лицам с инвалидностью; носителям ВИЧ; матерям и отцам-одиночкам; молодежи; малому и среднему бизнесу; пациентским сообществам; пожилым людям; школьникам; этническим кыргызам; этническим сообществам и др.

Например, детские организации за 30 лет создали десятки центров помощи детям с инвалидностью, пострадавшим от насилия, где тысячи детей получают помощь на безвозмездной основе. Усилиями детских организаций во время Баткенских событий были созданы детские площадки для пострадавших детей, сотням детей приграничной зоны были закуплены зимние вещи и обувь. В рамках проектов детских организаций более 300 детей из детских домов и специальных интернатов для детей с инвалидностью были воссоединены с родителями. Во время пандемии COVID -19 детские организации смогли оказать помощь более 400 детям с инвалидностью проживающих в бедности. Для профилактики насилия в отношении детей и конфликтов в школах была внедрена горячая линия для детей «111» и воспитательная программа «Школа без насилия», были охвачены 40 000 человек. Вся эта помощь была предоставлена при поддержке международных организаций.

Во время апрельских и июньских событиях 2010 года общественные организации создали народную дружину «Спартак» из числа пять тысяч женщин, учителей, врачей, молодежи и пенсионеров, благодаря которым были защищены от мародеров магазины, бензозаправки, супермаркеты. Ежегодно в рамках «Акции примите моего ребенка в школу» более 4000 тысяч родителей получают бесплатную юридическую помощь по восстановлению документов и обустройству в школу. Деятельность детских организаций снимают большое социальное напряжение. Помощь детям находящихся в кризисе при поддержке общественных и международных организаций является для государственных органов большой поддержкой, так как в одиночку справиться со всеми вызовами им тяжело.

Серьезным вызовом перед гражданским обществом стало ожидание решительных действий со стороны политического руководства во время приграничных конфликтов в Баткенской области в 2021 и 2022 гг. Организация помощи гуманитарного характера для баткенских жителей приграничных сел стала также приоритетом в мобилизации усилий гражданского общества. Однако не менее важной выявленной потребностью была психологическая помощь. НКО были организованы мобильные выезды психологов не только в приграничные села, а также для раненных военных и жителей, размещенных в больницах г.Бишкек в 2022г. Психологами предоставлены индивидуальные консультации для взрослых и групповые для детей в 26 селах и охвачено 4621 человек. В 14 приграничных сел Лейлекского и Баткенского районов организованы выезды мобильной медицинской клиники и мультидисциплинарной команды врачей-специалистов (гинеколога, терапевта, онколога, маммолога, специалиста УЗИ), которые обследовали и предоставили консультации более 2800 женщинам и девочкам-подросткам. Местные баткенские специалисты сформированы в 5 мобильных команд первичной психологической помощи, подготовлены межсекторальные группы в школах для профилактики и реагирования на насилие в отношении девочек.

Таким образом, деятельность женских, детских и других социальных НКО сегодня невозможно ограничить только благотворительностью, предоставлением помощи, поскольку это будет только реагирование на уже произошедшее насилие, дискриминацию, ограничение прав уязвимых групп без изменения самой пагубной практики и пересмотра политических мер по предупреждению и системному, комплексному подходу по решению данных социальных проблем. Без общественного диалога, обоснованной критики бездействия или неэффективной деятельности органов власти по борьбе с насилием, нарушению прав детей, лиц с инвалидностью, женщин, пожилых и других уязвимых групп, то есть без участия общественности в политике (в широком смысле), без обратной связи от общества, государственные органы не будут полноценно понимать ситуацию и знать, в каком именно направлении и какие именно необходимы политические решения.

Относительно иностранного финансирования деятельности НКО – это широкая мировая практика. НКО получают сегодня поддержку от доноров строго в установленных законодательством формах. Более того, международные организации предоставляют финансовую помощь инициативам, проектам НКО, именно признавая, что профильные НКО лучше информированы о потребностях социальных групп, имеют лучшую экспертизу и квалификацию, а также имеют доверие со стороны целевых групп. НКО предоставляют всю необходимую отчетность соответствующим государственным и донорам.

НКО таким образом сегодня привлекают в страну необходимые социальные инвестиции, поддержать которые невозможно полностью из государственного бюджета[1]. Так, например:

НКО ежегодно вносят вклад в ВВП 0,3 % – наравне с гостиничным бизнесом. В 2021 г. только группа из 397 активно работающих НКО произвела валовую добавленную стоимостью в сумме более 2 млрд. сомов (!). По доле в ВВП страны вклад активно работающих НКО 2021 году сопоставим с целыми секторами, такими как водоснабжение (0,3% в ВВП), получение вторичного сырья (0,3%), гостиничный бизнес (0,2%), административная и вспомогательная деятельность (0,3%), искусство, развлечения и отдых (0,4%);
В 2023 г. 397 активно работающих НКО уже заплатили в бюджет страны свыше 250 млн. сомов, а за 2022 г. – почти 363 млн. сомов, то сопоставимо с доходами от налога на недвижимое имущество, собранными в 2022 г. городом Бишкек; суммой, уплаченной всеми жителями айылных аймаков в качестве земельного налога на земли несельскохозяйственного назначения;
Объем государственных доходов, полученных в 2022 г. от НКО, более чем в полтора раза превысил объемы роялти, полученные г. Бишкеком, другими городами и айылными аймаками вместе (219 млн. сомов);
Реализация государственной гендерной политики в Кыргызстане осуществляется преимущественно при поддержке международных партнеров по развитию через организации гражданского общества. Так, общий бюджет Национальных планов действий на 2012-2014 годы, 2015-2017 годы, 2018-2020 годы по реализации Национальной стратегии КР по достижению гендерного равенства до 2020 года, а также бюджет Национального плана действий на 2020-2022 годы, 2015-2017 годы по реализации Национальной стратегии КР по достижению гендерного равенства до 2030 года составил более 40 млн. долларов США, при этом женские и гендерные НПО привлекли на грантовой основе для реализации мер НПД более 33 млн. долларов;
в сфере здравоохранения валовая добавленная стоимость услуг НКО в 2021 году составила около 334 млн. сомов;
НКО вносят ежегодный вклад в развитие МСБ, покупая товары и услуги примерно на 600 миллионов сомов. НКО закупают товары и услуги преимущественно у мелкого и среднего бизнеса: гостиницы, питание, транспортные услуги, расходные материалы, аренда помещений, техника и строительные материалы. НКО платят примерно 125 миллионов сомов в год за государственные и муниципальные услуги. НКО являются аккуратными плательщиками – клиентами муниципальных и государственных предприятий и учреждений, стабильно внося плату за воду, электроэнергию, отопление и горячее водоснабжение, почтовые и другие услуги;
Численность работников НКО примерно равна численности госслужащих и составляет 17 тысяч человек. Численность людей, занятых в активно работающих НКО (17 004 человек включая волонтеров и привлеченных экспертов) сопоставимо с количеством штатных единиц административных государственных должностей в государственных органах Кыргызской Республики (16 768 единиц на 31 декабря 2022 г. по данным ГАГСМСУ). Постоянно работающие в 397 активных НКО – около 5800 человек;
95% кризисных центров для лиц, пострадавших от семейного насилия, организованы и функционируют силами НКО. На большей части территории КР только НКО предоставляют услуги и временные убежища жертвам семейного насилия. Только 1 из 18 кризисных центров является муниципальным, остальные организованы и функционируют при поддержке НКО[2].
Принятие законопроекта об иностранных представителях приведет к тому, что деятельность НКО будет стигматизирована и ограничена, что неизбежно приведет к оттоку человеческих ресурсов из гражданского сектора, закрытию НКО и сокращению или даже прекращению иностранных инвестиций НКО и, соответственно, поражению в правах и возможностях защиты уязвимых групп, и как следствие росту социальной напряженности, снижению доверия к органам власти.

Общественный институт НКО является в значительной степени гарантом социальной устойчивости, механизмом формирования общественного диалога между уязвимыми группами и государственными органами. Навесив ярлыки иностранных агентов на неравнодушных гражданских активисток и активистов, выдавив их из пространства гражданской активности, социальной самоорганизации, никто не выиграет от этого, а проблемы гендерного насилия, защиты прав детей, лиц с инвалидностью, пожилых будут только расширяться и усложняться.

Призываем депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не принимать данный пагубный законопроект об иностранных представителях!

По данным, предоставленным НКО, НСК и сайтом

Поделиться