Женские НПО сформулировали свой протест против предлагаемой структуры Правительства
Альянс Женских Законодательных Инициатив бьет тревогу по поводу предлагаемой новой коалицией структуры Правительства Кыргызской Республики, в частности отсутствия в ней уполномоченного государственного органа в области гендерной политики, а также отсутствия в составе структуры правительства двух ключевых министерств в сфере РАЗВИТИЯ и социальной политики: Министерства труда, занятости и миграции и Министерства социальной защиты.
Сложилась парадоксальная ситуация: на международном уровне Кыргызская Республика заявляет о приверженности на политическом и юридическом уровнях ценностям прав человека, справедливости, демократии, верховенства права, а в то же время, при решении ключевых вопросов государственного строительства, - формировании структуры Правительства и назначении его состава, неоднократно нарушаются конституционные принципы и нормы, обеспечивающие равенство возможностей для мужчин и женщин в сфере государственного управления.
Институты гражданского общества, женские НПО давно призывают высшее политическое руководство страны к выполнению обязательств, в т.ч. закона «О равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин» в части создания в структуре Правительства уполномоченного органа по гендерному равенству. Более того, нами предлагалось придание этому государственному органу мандата, позволяющего заниматься вопросами уязвимых социальных групп: этнических меньшинств, лиц с ограниченными возможностями, детей, и др., интересы которых игнорируются, что приводит к исключению этих групп из процессов развития, а, соответственно, к росту социальной напряженности и повышению конфликтности в обществе.
Необходимость создания этого органа основана на экспертном функциональном анализе системы государственного управления КР и рекомендациях Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, результатах миссий Спецдокладчиков ООН по правам человека и насилию в отношении женщин.
Однако в предлагаемой структуре Правительства нет отдельного государственного органа, занимающегося выработкой политики и управлением в сфере равных возможностей, что свидетельствует о том, что положение уязвимых групп не является приоритетом повестки Жогорку Кенеша и Правительства Кырызской Республики. Более того, единственная женщина-министр в составе Правительства, нарушение 30% квотирования процедуры назначения аудиторов Счетной Палаты, невыполнение принципов 30% представительства женщин при назначении высших административных и политических должностей в исполнительной власти, свидетельствует об игнорировании и пренебрежении к нуждам и потребностям 52% населения КР, - женщин и исключении их из процесса принятия решений.
Альянс Женских Законодательных Инициатив ТРЕБУЕТ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОВ ПАРЛАМЕНТОМ и предлагает рекомендации по их решению:
1. При назначении на должности, в рамках ваших полномочий, руководствоваться принципами профессионализма и гендерного представительства, определенных национальным законодательством и международными обязательствами.
2. Определить уполномоченный орган в области гендерной политике в структуре Правительства, необходимость которого определена ст. 26 Закона Кыргызской республики “О равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин” от 4 августа 2008 года № 184
3. Придать статус Уполномоченному органу не ниже уровня министерства или государственного комитета : «Государственный комитет Кыргызской Республики является центральным органом исполнительной власти, призванным осуществлять межотраслевую координацию и иные исполнительно-распорядительные функции по координации деятельности других государственных органов в соответствующей сфере». Возможное название – Государственный комитет по делам семьи, детей, молодежи, гендерному развитию и вопросам многообразия.
4. Настоятельно требуем от Жогорку Кенеша при определении собственной структуры учесть необходимость закрепления за одним из комитетов вопросов гендерной политики.
5. В связи со сквозным характером вопросов гендерной политики, затрагивающим политическое равенство, доступ к экономическим ресурсам, здравоохранение, образование, социальную защиту, культуру, безопасности и т.д., в целях обеспечения более эффективной межведомственной координации, необходимо включить соответствующие функции по реализации гендерной политики, в положение и структуру Аппарата Правительства КР, а также в положение ключевых министерств и ведомств, а также закрепить ответственность в функциональных обязанностях руководителей гос.органов.
Женские НПО сформулировали также свой протест против предлагаемой структуры Правительства в следующих лозунгах:
Требуем СИЛЬНЫЙ уполномоченный орган по гендерной политике согласно Закону о гендерном равенстве!
Предлагаемая структура Правительства ориентирована под кресла и персоналии, а не базируется на функциональном анализе!
Женщины-депутаты, где ваша поддержка?
Новая коалиция, где человеческое/социальное развитие и справедливость в вашей программе?
Требуем увеличения женщин-профессионалов в составе кабинета министров!
Женщины Кыргызстана составляют 56% выпускников университетов, 70% среди отличников, 62% среди аспирантов, 58% среди докторантов. ПОЧЕМУ ИХ НЕТ В КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ?
ВЫСОКАЯ МАТЕРИНСКАЯ И ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ, ЭПИДЕМИЯ ВИЧ-СПИДа, ГЕНДЕРНОЕ НАСИЛИЕ – РЕЗУЛЬТАТ ИГНОРИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ БЫВШИМИ И НЫНЕШНИМИ ПОЛИТИКАМИ.
Остановите политические игры и раздачу портфелей, начните исполнять государственные обязательства по положению женщин и других уязвимых групп!